ОТЧЕТ 2007 23 августа – 7 сентября – Казахстан, Алматы, Чемпионат Центральной Азии 2007

ОТЧЕТ 2007 3 августа – 17 августа – Пятигорск, Юца. Детско-юношеское первенство России

ОТЧЕТ 2007 7 июня – 2 июля – Италия, Доломиты, Рашен Оупен, Греция, Петруза, Аиолия Оупен

ОТЧЕТ 2006 5-10 октября: Крым, свободные полеты, закрытие летного сезона-2006

ОТЧЕТ 2006 6,13 августа – 28 августа – Пятигорск г. Юца, детский Чемпионат России; Кубок России; свободные полеты

ОТЧЕТ 2006 5 июля – 10 июля – Самара, SIV-курс

ОТЧЕТ 2006 21 июня – 3 июля – западная Украина, открытый Чемпионат Украины

ОТЧЕТ 2006 9 июня – 12 июня – Липецк, Чемпионат Липецка

ОТЧЕТ 2006 28 апреля – 13 мая – Болгария, Сопот

ОТЧЕТ 2006 20 апреля – 24 апреля – Ростовская область, Волошино

ОТЧЕТ 2007 23 августа вечер-7 сентября утро – Казахстан, Алматы, Чемпионат Центральной Азии 2007

Юра Фролов:

Дорога
И вот настал день выезда. Как всегда собрались у нашего клуба, подготовили все снаряжение и двинулись в путь. Как известно, ни одна поездка не обходится без чего-то забытого. Медленно вспоминая всё мною собранное, я обнаружил, что забыл свою лётную книжку. Оказалось, я был не один такой – “счастливый”. Роман тоже забыл. Но он был немного везучей меня, его летную книжку успел подвести Виталик, предварительно съездив к нему, домой на такси. У меня была ситуация похуже, пришлось ехать без книжки т.к. я не помнил куда её подевал.

Вечером сели на поезд, и благополучно доехали до Москвы с одной пересадкой. Далее нам с Михаилом Самариным, предстояло добраться до аэропорта Домодедово, а Татьяна Виталик и Оля отправились в другой Аэропорт. Т.к. Мы с Михой опоздали на электричку,  нам пришлось взять такси, и почти за 1,5 тысячи рублей мы благополучно добрались до Домодедово.

Как известно, перед посадкой на самолет нужно пройти регистрацию. Что касается багажа, то в самолет можно было взять 5кг ручной клади и 20 сдать в багаж, у меня было с собой за 30 кг вещей и у Михаила где-то так же. Мы одели на себя все вещи, кофты, комбинезоны, распихали оставшиеся вещи по карманам, включая приборы и удачно прошли регистрацию, после чего, конечно же, все сняли с себя.

После прилета в Алмату, мы двинулись в поселок Фабричный. И обосновались в лагере, вместе с  остальными парапланеристами. Там была гостиница, хотя гостиницей это полуразвалившееся здание трудно назвать. Оно сильно напоминало заброшенную больницу, и мы решили обосноваться в кемпинге.

Полеты
Первый день полетов прошел на “ура”. Был обычный тренировочный день,  лети куда хочешь. Пока народ на старте ждал развития погоды, мы с Михой решили испытать удачу и взлетели в числе первых. Поначалу было тяжело не просыпаться, но потом погода разгулялась, и мы свободно парили над стартом, потоки сходили один за одним. После полтора часов полета, я решил двинуться на посадку прямо в наш лагерь,  сел на футбольное поле перед лагерем и был принят аплодисментами, т.к. мало кто решается сесть на эту площадку, потому что это небольшое поле окружено высокими деревьями, небольшой просчет в глиссаде и ты – висишь на дереве. Моему пути последовал и Михаил,  совершив благополучную посадку.

В общем, летные дни были почти все, только мало кому удавалось улететь. Очень много пилотов садились прямо под горой, или в радиусе 5 км, но те, кто смог прорваться показывали неплохие результаты.

А, в общем, мнение у всех разное по поводу Алматы, кто-то говорил, что погода улётная, кто-то был недоволен. Я набирал около 2км, один пилот рассказывал, что забрался на  3,5, кому как повезло. Известно, что в парапланеризме главное- это правильно выбранная тактика, ну и конечно удача. С первым было сложно, потом что абсолютно новое место для полетов, и тут скорее была в приоритете удача, нежели тактика.

О гостеприимстве
Могу сказать одно, что лично меня местное население вывело своим наимедленным ритмом жизни, и таких было много. Приходишь в кафешку позавтракать заказываешь чай и ждешь его полчаса, а если приносят за 20 мин. то это очень быстро. Или, например, взять очереди в магазинах, если стоит 3-4 человека, считай что на 20 мин. ты застрял. Не знаю как остальных, но меня такой медленный темп жизни, хотя нет, скорее тормознутый, выводит из себя, поэтому я уехал с слегка подпорченными нервами.

Дорога назад
Недаром наш клуб называется – Экстрим-клуб “Торнадо”. Нам с Михаилом пришлось испытать это на себе.

Наш самолет задержался почти на полтора часа, и мы прилетели в Москву позднее. Мы опаздывали на поезд до Курска. Но нужно было ещё доехать до Москвы и сесть на метро, чтобы потом доехать до вокзала и сесть на наш поезд.

Мы с Михой просто бегом выбежали из самолета и побежали за багажом, как только его получили, ринулись на автобус до Москвы, расплатились  с водителем и сели на свои места. Но если б мы поехали на нем тогда точно опоздали бы на поезд. И тут я подумал, пойду-ка я на вокзал и узнаю, сколько по времени идет электричка. Как оказалось, на электричке мы успевали, но до её отправления осталось всего 3 минуты.

Я добежал до автобуса, в котором сидел Миха, мы с ним забрали деньги у водителя и наш багаж. Дальше события напоминали собой бег с препятствиями с рюкзаками на спине и сумками в руках. Это стоило видеть. Обгоняя людей и преодолевая различные преграды мы достигли платформы, билеты купить не успели. Тети, которые следили за турникетами увидев нас, просто обалдели и пропустили нас просто так. И мы как бабочки перепархнули через эти турникеты. Я забежал в электричку, следом Миха, и прям за ним захлопнулись двери, чуть не защемив его рюкзак.

Если до этого момента бег был на быстроту, то далее бег уже был на выносливость.

Приехав в Москву, мы спустились в метро, несколько пересадок с длиннющими переходами (по закону подлости) в метро нас почти выбили из сил. В конечном результате мы успели на поезд за 4 минуты до отправления.

Вот такой у нас Экстрим – клуб “Торнадо”

Общие впечатления
Что касается полетов, это место очень даже неплохое,  и можно летать длинные маршруты с большими наборами, единственный минус – нет подъемника на гору. А так, остались приятные впечатление, и конечно есть желание поехать туда снова.

ОТЧЕТ 2007 3 августа – 17 августа – Пятигорск, Юца. Детско-юношеское первенство России

Виталик Евдокимов:

3 августа мы поехали в Пятигорск. Ехали мы туда около двух дней. Когда мы почти добрались до места, начался проливной дождь, и из-за этого наш автобус не смог проехать к лагерю, так как дорога к этому лагерю была грунтовая и земля превратилась в жидкую грязь. А когда мы приехали на гору Юца, то мы начали ставить палатки, так как коллектив у нас дружный, то мы это сделали без всяких хлопот. Потом мы пошли летать, вид с верху был просто шокирующим, такой красоты в Курске не увидишь.

Когда начались соревновательные дни, то я очень переживал, что у меня не чего не получится, но Таня мне говорила, что не надо волноваться! И хоть я занял 28 место я всё равно был рад, что я в них участвовал! Ведь главное не победа, а участие. Я узнал и увидел ещё очень много интересного, чего раньше не знал. Мне даже давали наставления, и я прислушивался к ним, т.к. я ещё много чего не знал. Я даже не когда не думал, что парапланеристы такие добрые, когда были тренировочные полёты мне не хватило высоты чтоб приземлиться на нормальное место и я сел на кусты и даже не кого не просил о помощи, но ко мне подошли и помогли снять купол с кустов. Вот же, кажется, что на соревнованиях все соперники, а всё равно помогают и подсказывают, как лучше сделать! Все на столько добрые, что даже и не вериться!   Также я познакомился со своими ровесниками. Ещё я познакомился с Тюшиным Вадимом автором книги «Первый шаг в большое небо». Вечерами в нашем лагере собирались парапланеристы из разных городов. Когда была не лётная погода, мы ездили на разные экскурсии. Мы лежали в лечебных источниках. Смотрели на разные достопримечательности. Были на разных речках и озёрах. Катались на лодках и катамаранах. В общем, всё время, которое мы там провели: мы не скучали!

Мне там очень понравилось. И я очень рад, что я занимаюсь парапланерным спортом. И что у меня очень хорошие инструктора, ведь говорят, что какой учитель, такой и ученик.

ОТЧЕТ 7 июня – 2 июля – Италия, Доломиты, Рашен Оупен, Греция, Петруза, Аиолия Оупен

Таня Носкова:

Russian Open 2007, Италия
Выезд из Курска был назначен на 7-е июня вечер. В процессе сборов вечер плавно перетек в ночь, и выехали мы уже 8-го ночью, а 10-го нам надо было быть уже в Италии. Первые проблемы начались как всегда на русско-украинской таможне. Наши пропустили без проблем, а вот украинцы заявили, что «мы никого пропускать не будем, едьте на другую таможню». Как выяснилось, проблема была в том, что мало дали. После некоторого увеличения даваемой суммы, украинец подобрел и величаво побрел ставить штампы в паспорта, а мы поехали дальше. Потеряли на препирания с таможенником около 2-х часов.
На Украине дорог нет. Совсем. Одни ямы и бугры. От постоянной тряски у нашего автобуса стали плохо закрываться двери. Один раз простояли в пробке из-за ремонта дороги более 2-х часов. Объехали. Поехали дальше, и дорога закончилась, потому что упал мост. Пришлось искать объезд. Наконец, Украина закончилась и началась Венгрия. Таможня. Очереди нет, вежливый таможенник подходит к машине с пачкой паспортов и называет фамилии, прося отозваться. 2 минуты ожидания, нам желают счастливого пути, и мы едем дальше.
В Венгрии начинаются ДОРОГИ. Это действительно дороги с большой буквы, с идеальным покрытием, разметкой, огорожены от случайного попадания на них людей и животных, со стоянками и бесплатными туалетами. Едем 120 – 140 км\ч. Машину не шелохнет. Под Будапештом автобус ломается – отваливается разбитая украинским бездорожьем топливная трубка. В воскресенье в Будапеште ничего не работает, с трудом находим автосервис, покупаем НЕ ТУ трубку (нужной не было) и путем применения инженерных знаний, напильника и отверток наши мужчины ставят трубку на место. Во второй половине дня подъехали к австрийской границе.
Австрийские таможенники были шокированы нашим способом езды в автобусе. В их мозгах не укладывалось, что ехать 2500 км сидя было бы неудобно. Завопив «катастрофа, катастрофа», заставили нас сложить спалку и сесть на штатные сиденья. После этого, успокоившись, пропустили. Доехав до ближайшей заправки, мы разложили спалку обратно.
Ближе к ночи пересекли границу Италии, правда, о том, что это была граница, мы узнали только по указателям на итальянские населенные пункты. Нет даже пограничной таблички. Начались горы. Сначала маленькие, потом все выше и выше, и вот мы уже едем по узкому ущелью, внизу течет река и везде летает огромное количество светлячков. Зрелище фантастическое.
Приезжаем в Пьеве ди Альпаго. Ночь. Узкие улочки, дорога, упрямо лезущая куда-то наверх, свет фар выхватывает из темноты какие-то деревья, склоны, загородки. Понимаем, что ночью мы здесь ничего не найдем и останавливаемся на ночевку рядом с дорогой.
Утро. Вокруг на везде горы. Красиво! С помощью ранее приехавших парапланеристов находим кемпинг, ставим палатки и отправляемся летать. На старт завоз на машинах, сам старт небольшой, травянистый. Стартовать просто. Облачность довольно низко висит над вершинами гор, и организаторы нас предупреждают об опасности грозового переразвития. Взлетаем. Такое впечатление, что держит везде. Яркие крылья разлетелись по всей долине. Слева от меня уверенно набирает Оля, над хребтом болтается Ромик, оглашая эфир восторженными воплями. Подлетаю к Оле, встаю в поток и вскоре мы тоже оказываемся над хребтом. Возникает впечатление какой-то нереальности происходящего – там, за горной цепью в дымке лежит изумрудно-зеленое озеро, ниже гор плавают белые клочки облаков, не видно дорог или человеческого жилья… Налетавшись над хребтом, улетаем в долину, и, не найдя потоков, садимся. Восторг. Ожидаем от следующих дней еще лучшей погоды. Но горы затянуло облаками, и пошел дождь.
На старт мы выезжали каждый день, и каждый день все развивалось по одному и тому же сценарию: утро, подъем на старт – горы затянуты облаками, часов 12 – облака редеют, появляются просветы, сквозь которые видно лагерь, желающие улетают вниз, 13 ч – просветы закрываются и идет ливень. Едем вниз. Из 7 соревновательных дней удалось разыграть только 2.
В один из дней, когда лить начало с утра, поехали в Венецию. Необычно то, что совсем не машин. Красиво. Хорошо видно, что Венеция – туристический центр: на каждом углу торгуют разноцветными масками, фарфоровыми куклами и прочей сувенирной продукцией в виде сумок, футболок, платьев, бандан с надписями и различными видами Венеции. Вдоль каналов и по узким, в некоторых местах имеющих ширину 1 – 1,5 м улочках выстроились магазины венецианского стекла. Все очень красивое и столь же дорогое. Каждая вещь представляет собой ручную работу и уникальна. Можно бродить весь день, разглядывая необычную архитектуру и устройство города. Город дышит стариной, вспоминаются персонажи прочитанных в детстве сказок. Венецию надо увидеть, она действительно единственная с своем роде, со своим неторопливым ритмом жизни, каналами, зданиями, уходящими в воду. Кажется, что провалился на несколько веков назад, и величаво скользящие по каналам разукрашенные гондолы только усиливают впечатление. Транспорт в Венеции представлен многочисленными речными трамвайчиками, водными такси, и, конечно, гондолами.
Паром Италия – Греция

Дальше наш путь лежал в Грецию, где мы должны были принять участие в Aiolia XC Open 2007, или, проще говоря, Чемпионате Греции. Решили добираться на пароме. Билет в один конец стоил около 40 евро с человека. Есть 2 варианта билетов: палубный пассажир и так называемый «кабердек», т.е. возможность спать в своем авто. Стоят билеты одинаково. Из-за незнания итальянского языка нам подсунули билеты палубных пассажиров, без разрешения спускаться к бусу или спать в нем. Попытки поменять билет или хотя бы добиться разрешения посещать машину ничего не дали – европейцы отвечали «не положено» и «мы не можем решить эту проблему». Посмеявшись над тупоголовостью европейцев (злиться не получилось, уж очень сильно они напоминали персонажей многочисленных юмористов), отправились спать на палубу. В остальном, все было нормально. Корабль большой, есть бассейн, много душей, туалетов, есть комнаты отдыха, бары, рестораны и даже магазин одежды.
Aioleia XC Open 2007, Греция
Высадились мы в Игуменице, и далее, если верить карте, автомагистраль должна была нас доставить до Салоников. Искупавшись перед дорогой, поехали искать автомагистраль. Съезд на нее нашелся сразу, и мы поехали, радуясь, что благодаря автостраде, не придется петлять по горным серпантинам Греции. Как выяснилось, радовались мы рано. Через километров 50 автомагистраль закончилась, и мы полезли в гору. В дальнейшем, дорога неоднократно сворачивала на кусочки уже построенной автомагистрали, мы проезжали по ней через пару тоннелей и опять съезжали на горный серпантин. Строить автостраду в таких условиях  – это титанический труд, вся дорога представляет собой инженерные сооружения – мосты и тоннели, практически не идя по поверхности гор. Особенность греческих дорог – огромное количество разнообразных цветущих кустарников, растущих на разделительной полосе и вдоль дороги. Очень красиво!
Поздно вечером приехали в Петрузу, где и должен был располагаться наш лагерь. Поставили палатки и начали обустраиваться. Гостеприимные греки в качестве места для кемпинга предоставили огороженную лужайку возле стадиона, рядом помещением, в котором располагались удобства, просто неимоверное количество душевых, комната для хранения парапланов, холодильник. По поляне протянули электричество. Каждое утро в кемпинг приходила машина, которая отвозила наши парапланы на старт. Мы же ехали наверх после брифинга и получения завтрака. Пожалуй, это лучший кемпинг, который я видела из всех предоставляемых организаторами соревнований.
Место полетов – горный хребет южной ориентации, стоящий на границе с равниной, перепад старт – долина 900 м. Справа и слева от старта располагаются 2 не очень широких ущелья, для того чтобы их перейти, нужно иметь над стартом метров 400-500. Сам старт простой, пологий, каменистый, вверху был застелен сеткой. Лететь просто – рядом со стартом стабильно работает дежурка, дальше перепрыгиваешь через ущелье и летишь вдоль хребта, периодически подкручивая потоки. Внизу потоки слабые, +0.5+1, вверху, выше уровня вершин разгоняются до +5+5.5. Летать очень интересно и приятно, полеты получаются по нескольку часов, ветер по высотам меняет направление и силу несколько раз.
Большая популярность этого летного места, хорошая организация полетов и отличная солнечная погода послужили причиной приезда более 200 пилотов из разных стран, только на соревнованиях были зарегистрированы 148 пилотов. Задачи ставились вдоль хребта с выходами в долину. Можно было видеть как летают опытные пилоты, большая пестрокрылая стая равномерно рассосалась вдоль всего маршрута, маркируя восходящие потоки. Пролететь меньше 5 км практически нереально. Каждый день 20-30 человек на финише.
Результаты: я пролетела 3 маршрута: 55,3 км; 13, 85 км; 36,4 км, выполнила 2 норматива на КМС, заняла 2 место в женском зачете; Виталику Мирошнику, который, в общем-то, летает лучше меня, не повезло, и маршруты он пролетел меньше: 18,3 км; 16,1 км; 24,7 км. Филипенко Романа к участию в соревнованиях не допустили, т.к. минимальный возраст при котором в Греции разрешено летать – 18 лет, а Ромику всего 16. Так что летал он для себя, пролетел 1 маршрут. Выбыванец Оля в первый день неудачно стартовала и ушибла ногу. В последующие дни летать боялась и слетела с горы после этого только один раз, улетев на 5,3 км.
По окончании соревнований мы поехали в Афины. После долгих поисков подходящего места решили остановиться на городском пляже. Вода мутная, как и во всех крупных городах. От большинства российских и украинских курортов пляж отличался разве что бесплатным душем и туалетом. Посидев в воде часов до 14, пошли исследовать город. Весь городской транспорт в Афинах оснащен кондиционерами, на улице в тени +43+45 градусов. Редкие прохожие жмутся к стенам домов, ища тень. Побродили по магазинам (цены высокие), потом вышли на «туристическую» улицу, всю образованную из сувенирных магазинов. Интересно, но покупать не хочется ничего – слишком дорого. Ну не должна х\б хламида, представляющая собой прямоугольник с вырезами для головы и рук, стоить 50 евро!
Вечером, когда спадает жара, город оживает. Начинают бродить толпы туристов, заполняют кафешки. А магазины закрываются.
На следующий день решили сходить в Акрополь – надо же посмотреть главную достопримечательность города. На входе с главной улицы стоят ворота, будочка для продажи билетов и контролер. Покупаем билеты и идем. Бродит большое количество туристов из разных стран, встречаем даже русскую делегацию. На выходе с территории замечаем, что забор стоит только со стороны главной туристической улицы и со всех остальных сторон подойти к зданию можно бесплатно. Строение действительно впечатляет. Мраморные ступени ведут между колонн к хорошо известному по куче фотографий зданию. Красиво.
Австрия

Приехав из Греции обратно в Италию, мы обнаружили, что у нас есть еще несколько дней до окончания срока действия визы и решили съездить в Австрию, в Тироль, где мы были зимой с горными лыжами. Долина Оцталь, очень красивая даже зимой, летом просто завораживает взгляд. Необычное для взгляда русского человека сочетание цивилизации и дикой нетронутой природы: ухоженные лужайки, расписанные пасторальными картинами дома соседствуют с заросшими мхом валунами, лесом из вековых сосен, многочисленными водопадами. Вечером пошли в аквапарк. Аквапарк под открытым небом, с видом на величественные вершины Альп. Возникает ощущение нереальности происходящего, когда, лежа в чашеобразном бассейне и слушая ненавязчивую классическую музыку, наблюдаешь, как на вершинах гор, неприступных даже на вид, один за другим загораются костры…
Дорога домой

Уезжать не хотелось. Но подходящий к концу срок действия визы вынуждал пускаться в обратный путь. Всю дорогу до Вены лил дождь, плача вместе с нами об окончании этого удивительного путешествия через 7 стран длиной почти что в месяц

ОТЧЕТ 5-10 октября: Крым, свободные полеты, закрытие летного сезона-2006

Таня Носкова:
Крым. В первый раз у нас подобрался автобус только из летающих, что сильно упростило задачу оставить в результате поездки довольными всех. Таможня. Господи, какой же это ужас! Такое впечатление, что наши таможенники офонарели совсем, потребовали разгружать бус, писать декларации, предъявить им тахограф, пришлось им дать взятку, чтобы отвязались. Неее, через Нехотеевку ездить больше нельзя!

Теперь о хорошем: по мере пути в Крым тучи, плотной пеленой закрывающие все небо в Курской и Белгородской области, разошлись, выглянуло солнышко, потеплело. Из промозглой осени мы приехали в лето, и только золотистые и багряные листья на некоторых деревьях и кустах напоминали нам, что все-таки лето прошло и наступила осень. В день приезда – штиль.

Мы остановились у Димы Стаценко, выгрузили вещи и поехали на Тас-Тау, потому что терять такой красивый, яркий и солнечный день не хотелось никому. Даже слет вниз доставил удовольствие. Собирались уже на закате, любуясь на отражение пламенеющего малиновым цветом неба в озере под горой.

День второй. Оборонное. Сначала дуло довольно слабо, Игорь слетел вниз, потом раздулось и мы все вывесились в термодинамик. Очень красиво! Оборонное – с другой стороны от Балаклавы и когда летаешь, видно море. Цвели крокусы. Подходящие мягкие пузыри выносили нас на 200-250 м над стартом, дальше крутить было страшно, потому что везде кроме старта густой лес и садиться там негде. Летали несколько часов, садясь только для того, чтобы немного согреться или сходить в туалет. На старте наша новая пилотесса Настя Ивченко зачем-то села на дуб, с которого ее снимали около часа. Повеселил своими стартами и Ковжук Сергей, сумевший поднять крыло только с раза шестого. Сесть так же было проблемой. Зайти нормально на посадку получалось только на ушах. Миша Самарин после очередного неудачного захода, когда его выплевывало вверх, зашел таки с боковым ветром на ушах и вместо того, чтобы просто сорвать купол на высоте 0,5 м решил, наверно, чтобы сесть наверняка, полететь от дерева к дереву, на четвертом дубу он и развесил крыло, сам с оглушительным треском сев в куст. Игорь Федосов также решил не отставать от общественности и придеревениться, но, попав в дуб, задавил клеванты и параплан вынес его из дерева вертикальным взлетом. Вечером слетели вниз. Довольными были все. После полетов съездили искупаться в Балаклаву. Ночевали у Димы.

День третий. Дует на Тас-Тау. Очень красивая дорога на старт, через дубовый лес, шуршит опавшая листва, камни, поросшие мхом, чистый воздух. Ветер постепенно раздувается и пилоты взлетают. Старт веселый, весь поросший мелкими кустиками, хорошо цепляющимися за ноги пилотов. Неуверенным пилотам стартовать мешают, если умеешь летать, то не проблема. Начались веселые старты. Настя, добежав до кустиков остановилась, жалобно объяснив: «там кусты» и отказавшись бежать дальше. Миша огибал каждый куст по большой дуге, в результате взлетел от только после пробега метров 30 по склону и напоминал его взлет пьяные винговеры. Ленку стартовали мы, выпихивая в подвеску, после взмывания, крыло делало клевок, и Ленка плюхалась на задницу, мы ее поднимали и, пока крыло не свалилось на голову, выпихивали дальше, и так несколько раз. Наблюдавшие за нашими стартами крымские пилоты заметили, что никогда не думали, что парапланеризм – такое веселое занятие. Ладно, немного попетляв в кустах, взлетаю и обнаруживаю, что Настя очередной раз села на одиноко растущий маленький дубок посреди склона. Как ей это удалось, к сожалению, не видела. Выскребли. Держало не высоко, зато везде. Динамика практически не было, только термичка. Толик улетал очень далеко от склона и везде были потоки, просыпавшиеся практически до земли купола выбирались вверх в троечных термиках, однако выше метров 50-ти над стартом не поднимало. Желающие опять налетали больше часа. Вечером слет вниз, потому что Виталик попросил собраться и уехать пораньше, т.к. ночевать мы решили в палатках у моря. Держит везде, ожил динамик, было так жать все бросать и лететь на посадку, но чувство долга победило, подумав, что нехорошо заставлять людей ждать, а потом ставиться лагерем в темноте, лечу вниз. Круг над площадкой и вижу глубоко засевший в чаще деревьев голубой Корвет. Н-дааа. Опять Настя и опять дерево. Надо сказать, что посадочная площадка, на которой стоял наш бус, отличается весьма большими размерами, примерно как 3 футбольных поля, с одной стороны стоит сама гора, с другой – ограничена проводами, справа и слева – свободно, на самой площадке – несколько хаотично разбросанных кустиков шиповника. Настя исхитрилась сесть в самую гущу деревьев и шиповника на краю площадки, в непосредственной близости от проводов, выскребали ее оттуда Виталик и Рома часа 3. Игорь Федосов на посадке увлекся фотографированием и положил крыло на куст шиповника. Миша Самарин, заходя на посадку, по очереди зависал над каждым деревом и кустом, очевидно выбирая на какое из них лучше сесть, в результате был выбран самый колючий куст около автобуса. Настю сняли уже совсем поздно вечером и решили поехать ночевать в Гурзуф, где Игорь знал хорошее место для стоянки.

Место действительно оказалось хорошим – в 50 м от моря, площадка окружена невысоким парапетом, мало людей. Ночное купание в море – это что-то незабываемое: полное отсутствие людей, шум прибоя, темная, поблескивающая в лунном свете и неожиданно теплая вода. Купались долго и с удовольствием. Утром повторили. К сожалению, на пляж пришли люди, хоть мало, но пришли, и покупаться без ничего, как ночью, не получилось. Но все равно здорово!

Днем поехали летать опять на Тас-Тау. Класс! Ожила термичка, периодически поднимая все, что висело в воздухе, сильно выше горы, Виталик накрутил 950 м и ушел на маршрут. Говорил, что кромка облачности за Чатыр-дагом была ниже его и в разрывах облаков видел море. Но дальше плато Чатыр-Дага улететь не удалось. А мы все остальные просто очень хорошо полетали в термодинамике, отлетая от горы довольно далеко. Держало настолько хорошо и везде, что вспомнился Чегем. Настя очередной раз села в колючие кусты, Виталик по рации передал, что раньше, чем через 3 часа с маршрута не придет, и мы летали до самого заката, пока ветер совсем не скис. Увидев, что Настя крыло из колючек вынула и почти сложила, мы полетели в лагерь. Виталик и Настя пришли одновременно. Вечером приготовление (и поедание) еды под свет лампочки, погрузка и отъезд. Вот и закончился наш маленький летный выезд, действительно, лучше всего ездить компанией из только летающих, потому что, пожалуй, только в этом выезде не было никаких споров, куда лучше поехать (куда лучше дует, туда и ехать), воплей, что скучно нас, летающих, ждать, и требований придумать какую-нибудь развлекуху для нелетающих.

ОТЧЕТ 16-17 сентября: Брянск, Чемпионат Брянска

ОТЧЕТ 6,13 августа – 28 августа – Пятигорск г. Юца, детский Чемпионат России; Кубок России; свободные полеты

Таня Носкова:
Мы с Ромиком (наше 15-ти летнее «дарование») и моей подругой Катей выехали на Юцу 6 августа, Виталик должен был подъехать числа 13-14. Ромика регистрируем как участника Детско-Юношеского Первенства, сами шляемся по Пятигорску. Было настолько жарко, что при мысли о заползании на гору с парапланами становилось плохо, да и погода нас не радовала, щедро одаряя ураганными ветрами. Зато мы с Катюхой прекрасно облазили пол-Пятигорска, выкупались во всех вонючих (сероводородных) источниках, и даже в бассейне (я туда свалилась, пытаясь найти наиболее интересное место для фотосъемки), посетили Ессентукское озеро и продегустировали местные Прасковейские вина. Ромик с нами не ходил, ему было лень, все свободное время он проводил, лежа под кустом на старой кровати. Маршруты, к счастью Ромика (а то бы он занял последнее место, т.к. не пришел на старт в самый улетный день), не разыграли по погодным условиям. 13 августа приехал Виталик и мы уехали в Чегем.

Едем. Судя по описаниям должно быть очень классное летное место. Проехали Баксан, свернули по указателю на Чегемские водопады. Ущелье постепенно сужается, дорога идет воль реки, из буса раздаются восхищенные возгласы, высовываются руки и головы с фотиками и видеокамерой. Достаточно резко ущелье сужается до 30-40 метров, помещается только бурная горная река и дорога под нависающим карнизом стены. Справа и слева практически отвесные стены, уходящие на несколько сот метров ввысь. Уширение дороги и красивейшие гонные водопады, от мерцающего в солнечных лучах серебристого водяного тумана до мощных струй воды, разбивающихся о многочисленные камни, и так на протяжении стены около ста метров. Еще из многих стен здесь просто сочится вода и собирается в рукомойники местными кафешечниками. Внизу бурлит белыми бурунами вода. Красиво! Дальше стены раздвигаются и мы едем по грунтовой дороге дальше, думая, как бы не пропустить нужный поворот. Указатель «Парадром», повешенный каким-то добрым пилотом, разрешает все наши сомнения. Вот и знакомые по многочисленным фотографиям места. Вдоль дороги растет шикарная, сортовая, в рост человека, Трава, вызывая у проезжающих парапланеристов буйный восторг пополам с истерическим смехом. Место лагеря засажено аккуратной зеленой травкой, высотой 10 см, идеально ровное. Есть душ, туалет, стол, скамеечки, навес от дождя. Хорошо. Разбираем парапланы и сразу несемся на гору, горный бриз еще дует. Дорожка на старт аккуратненькая, еле видная в траве. Старт простой, травянистый. Полеты – фантастика! Держит везде, потрясающе красиво. Да, я читала описания других пилотов, говорили, что там очень красиво, но чтоб настолько! Единственным словом, которое постоянно произносилось всеми участниками поездки на протяжении полетов, было «охренеть!», с такой протяжной интонацией «охренеееть»… Летаешь над вершинами скальных гряд, камнями, поросшими лесом, вдали величественно стоят высокие горы с ледниками, в соседнем расширении ущелья селение Верхний Чегем, змеится горная река, в отроге ущелья виднеется изумрудное озеро… Летали часа 2, пока не надоело. Проблема сесть, приходилось улетать далеко вперед, потом вдоль ущелья заходить к лагерю. Ночью пошел дождь, он продолжал моросить и утром, пелена облаков окутала вершины гор. Назир предложил отправиться на экскурсию в город мертвых – место старого захоронения жителей селения. Впечатление, что попал в затерянный мир. Все совершенно другое, нет бешенного городского ритма жизни, женщины ходят в юбках и несколько неодобрительно косятся на мои короткие шорты, старые заброшенные дома, стоящие террасами вдоль ручья, узкие тропы, колючки с неимоверно длинными шипами, и тишина, совершенно непривычная для городского жителя, снизу доносится шум ручья и больше ничего, ни так осточертевшей попсы, которая достает в городе почти из каждого окна, ни гудков, криков, ругани… В голову приходят мысли о вечности, здесь так жили сотни лет назад, так же стояли сложенные из камня дома, прыгали по скалам туры, так живут сейчас и так будут жить, цивилизация не скоро доберется до этого маленького, но такого уютного уголка. Практически нигде нет мусора, не написаны похабные слова, люди, живущие в горах, еще не потеряли уважения к себе и к окружающим, чего не скажешь о городских жителях нашей бескрайней России. Мне трудно описать все эмоции и впечатления, которые оставил Чегем, это надо почувствовать, приехать, познакомиться с этими людьми, побродить по горам и ущельям, может, немного там пожить. Уезжать грустно. Но мы вернемся! На следующий год, с новыми учениками и друзьями, для которых в первый раз откроется этот удивительный затерянный мир с бесподобными по красоте полетами – Чегемское ущелье.

Возвращение на Юцу. После прохлады Чегема, удушающая жара Юцы высасывает силы, хочется забиться в тень или еще лучше – в какой-нибудь водоем. Регистрируемся на Кубок России, Ромика допускают без взноса. Тренировочный день и первый маршрут против ветра, в результате набрав больше штуки, мне удается улететь только на 5,2 км. Виталик плюется на почти штилевую погоду и никуда не улетает. Первый и второй соревновательные дни – опять практически против ветра, но на этот раз ветер сильнее и пробиваются только быстрые купола. В первый день Виталик 3-й с 13,5 километровым маршрутом. Паша Романов (Брянск) перелетел его на 300 м и стал вторым. Третий день соревнований ознаменовался тотальной облачностью и накрапывающим дождиком, за полчаса до закрытия стартового окна мы дружно слетели вниз в лагерь, кроме двух самых упорных пилотов, которые, воспользовавшись подошедшей грозой, ушли на маршрут. У лидера всего на 16 очков больше, чем у слетевших вниз. Четвертый день соревнований. Поздняков поставил очень сложно выполнимую задачу: первый ППМ против ветра (сильного! 7-8 м\с, порывами до 10 м\с), дальше по ветру до Ессентуков, затем опять против ветра до Суворовской с финишем в Бекешевской. Всего улететь удалось 7-ми пилотам, Виталик первый с его 56,5-километрами, дальше результаты от 5,3 км до 9,5 км. Но так как улетело мало пилотов, то и очков за этот день очень мало. Пятый и шестой дни стали решающими. Поздняков наконец стал ставить задачи по ветру и улетали почти все. К сожалению, на пятой задаче ни Виталик, ни Паша Романов не улетели и наша команда ссыпалась вниз. Первый результат Виталика в крайний, шестой день уже помочь не смог. Жаль. Вообще, соревнования были интересные и ориентированные на хорошо летающих пилотов и быстрые парапланы. Большинство задач на медленных учебных крыльях были не выполнимы в принципе. Что, в общем-то не так плохо для соревнований такого уровня. Жаль только, что соревнований для пилотов среднего и начинающего уровня нет, где ставились бы маршруты по ветру, и можно было бы полноценно летать на стандартах. Это было бы очень нужно и полезно для огромного количества российских пилотов.

В командном месте мы пятые. Личные результаты нашей команды: 13. Мирошник Виталий 17. Носкова Татьяна 23. Романов Павел 27. Филипенко Роман

ОТЧЕТ 21 июля – 31 июля – Крым, свободные полеты по летным местам Крыма

ОТЧЕТ 5 июля – 10 июля – Самара, SIV-курс

Таня Носкова:
О проведении SIV-курса мы узнали в мае. Тут же появилась огромная куча желающих ехать, тем более, что цена более чем бюджетная, но перед самим курсом все желающие как-то сами собой отвалились, ссылаясь, кто на проблемы на работе, кто – на полное отсутствие денег. В результате поехали мы втроем: я – Носкова Таня, Мирошник Виталик и наш 15-тилетний ученик Филипенко Рома.

Приезд. Долго ждем организатора Гоошу (Казакова Игоря) и затариваемся продуктами в местном супермаркете. Наконец через 1,5-2 ч Гооша приехал и мы отправились все вместе перематывать трос на лебедке. Ночевали в нашем бусе около лодочной станции. Помойка редкостная, более замусоренного и загаженного берега мне видеть еще не приходилось.

Всю пятницу с утра мы валяли балду, шлялись по лодочной станции, разглядывали катера. Часов в 12 дня появились организаторы и перевезли нас на остров Зеленый, на котором нам предстояло жить и летать в течение 2-х оставшихся дней курса. После помойного берега возле лодочной станции остров Зеленый нас радует почти чистыми песочными пляжами с малым количеством людей.

Лебедка нас работала удивительно мягко и комфортно, Гооша доходчиво и понятно объяснял суть и методику выполнения каждого упражнения, а так же штатные и нештатные выходы из сложившейся ситуации. Понравилось. В первый день удалось отработать только уши большие и маленькие и В-срыв.

Второй день SIV-а ознаменовался все время ломающейся лебедкой и кончающимся бензином в смотчике. Но, несмотря на все это трудности большая часть пилотов попробовала сделать асимметрию и глубокую спираль. Стояли хорошие потоки и Виталик после отцепки вместо работы по задаче набрал еще метров 400-500 и только после этого приступил к выполнению спирали. Гоша долго ругался, спрашивая, куда мы приехали – маршруты летать или нештатные режимы отрабатывать. На следующей затяжке, немного подумав, Гоша стал давать советы по обработке потоков. И только после вываливания пилота из термика – по летной задаче.

Вечером Татьяной из Екатеринбурга был открыт купальный сезон. После окончания обязательной программы из спирали и ассиметрии, она попросила разрешения сделать задний свал. Сделала, только в момент падания купола за спину у нее выбило руки и последовал мощнейший клевок с последующим каскадом сложений. Расправилась. И повторила. На второй раз все вышло тоже не гладко. Стандартно выбило руки сразу после падения крыла за спину, опять пролет мимо собственного купола, только на этот раз вместо безобидной асимметрии галстук и авторотация, в которой Таня и сыпалась до самой воды. На этом день закончился.

День третий. Наверно, чтобы Татьяне не было обидно, искупались почти все. Первым был Филипенко Роман, увлекшийся поворотами над водой и не долетевший до берега метров 10. Затем пару пилотов утопила буксировочная команда, не давшая достаточно тяги над центром реки. Потом я полетала на выполнение заднего свала. Тщательно подготовилась: одела комбез, сунула протектор в полиэтиленовый мешок, рассмотрела подвеску, придумав, за что буду хвататься, чтобы не выбило руки… Боюсь страшно. Отцепка. С отчаянной решимостью тяну клеваны вниз, и крыло на положении «руки у карабинов» неожиданно мягко и спокойно уходит в свал, сворачивается, как ему и положено, в подкову и трепыхается над головой. «Ну слава богу, какой спокойный режим», – думаю я и по команде «выходим из свала», поднимаю руки вверх и автоматически компенсирую возникший клевок. После этого крыло уходит в негатив, переходящий в серию косых клевков, на выходе из последнего падает асимметрия. Перед глазами непроизвольно встает картина вчерашнего падения Татьяны с галстуком, и я, как только возникло вращение, бросила запаску. Как потом выяснилось, можно было не бросать – асимметрия и запаска раскрылись одновременно. Зато выяснила, что моя запаска раскрывается быстро, снижается медленно и не раскачивается, что сильно мне добавило спокойствия и уверенности в полете. В общем, осталась довольна. Вечером искупали еще одного или двух человек, чтобы мне одной параплан сушить скучно не было, наверное.  Разбор полетов, сушка протекторов, переукладка запасок.

Отъезд. Грустно, очень красивые в Самаре полеты, дружная компания пилотов, уезжать не хотелось совершенно. Конечно, удалось отработать не все, но и цена далеко «не Волковская». Резюме: я очень рада, что мы съездили на этот SIV-курс, он мне (и не только мне) дал немного больше уверенности в себе, познакомил с нештатными режимами, Виталику дал освоиться с новым парапланом, Татьяне из Екатеринбурга – кинуть в Курае запаску. Я, наверно, не ошибусь, если от имени всех участников курса скажу: «Гоша, большое тебе спасибо!»

ОТЧЕТ 21 июня – 3 июля – западная Украина, открытый Чемпионат Украины

Таня Носкова:
Чемпионат Украины. Изначально этот выезд мы не планировали, он получился сам собой, когда выяснилось, что в Словению мы не попадаем из-за полного отсутствия желающих туда ехать. Были внимательно изучены все отзывы об Ивано-Золоте, посмотрены фотографии и принято решение – ехать. Уж очень красиво Богдан Базюк описал свой многокилометровый маршрут в этой местности, много хорошего говорили летающие там украинские пилоты.

Приезд. Место полетов мы, как ни странно, нашли почти сразу. Высокий берег Днестра, парящие купола над обрывом, красиво. Мы приехали, огляделись и решили, что полетаем завтра, а сегодня надо отдохнуть. Лагерь представлял собой лужайку посреди деревни, метрах в 50 от реки, на которой паслись куры и гуси, съедая все забытое и оставленное на столах и раскапывая мусорные пакеты. Также для желающих было организовано питание за 20 грн в день. На русском обитатели деревни почти не говорят, на все село всего 3 магазина, с очень ограниченным ассортиментом. Живут местные в основном натуральным хозяйством, одна бабка на предложение продать продуктов, ответила «а на что мне ваши гроши, я себе все на огороде выращиваю».

Регистрация. Спасибо организаторам, после недолгих уговоров они согласились допустить к участию в Чемпионате нашего 15-летнего пилота Филипенко Рому с его 3-м разрядом без стартового взноса. Приехавший Збышеком Готкевич возглавил, как и на Кубке Карпат-2004, международную русско-польскую команду «Иноземцы», в состав которой входило 3 пилота из нашего клуба. Участников было много, около 40 пилотов, в основном, летающих на стандартах и перфомансах. Компетишинов почти не было.

День первый. Штиль. Полный. Народ прыгает вниз, многие даже не раскладывают куполов. Вечером массовый слет в лагерь. В голову лезут мысли про лебедку, тем более, что термичка есть и облака, белые, пушистые и такие многообещающие формируются. Но со 100-метрового обрыва до них не допрыгнуть.

День второй. Штиль. Отдельные участники по привычке разворачивают купола и пытаются куда-то улететь, но получается только вниз, другие просто сидят верхом на рюкзаках до закрытия старта. Ози парит на своей А-6 VT, передвигаясь медленно и неторопливо, будто плывет по воздуху. Что его держит – непонятно, всех, желающих к нему присоединится, незамедлительно просыпает вниз. Мысли о лебедке становятся навязчивыми. Но никто не хочет ставить себе на машину этот агрегат. Ходим по лагерю и уговариваем.

День третий. Опять штиль. Ура! Мы уговорили человека с микроавтобусом поставить к нему лебедку. Рыжый (Паша Романов, Брянск) набрал метров 600, слетал до старта, подразнил пилотов и ушел на маршрут. Мне тотально не везет, попадаю в цикл нисходняка, минут пять выживаю в каких-то ноликах, в конце концов сажусь на поле. Стартуем по все разу, видим парящие над горой купола и едем на старт. Там как раз подошла гроза, и человека 3 улетело на маршрут. Остальные сели. Ветер развернулся на попутный. В первый раз видела, как пилоты как одержимые, пытались разбегаться с попутным ветром или поднять крыло задним стартом против ветра, потом побежав по большой дуге, развернуться по ветру и взлететь. Это надо было видеть.

День четвертый. Наконец включили ветер, и все кто мог, вывесились в динамике. База – 300 м над горой, выше не поднимало. Часть пилотов ушла на маршрут, но самый дальний улет составил около 10 км, очки получились мизерные. Улетевшие рассказывали о кромке облачности на 350м, поливании дождем и слабых потоках, в которых можно было только выживать. Но в динамике налетались все. К вечеру ветер усилился и покосел и один участник сел на другую сторону Днестра. Тут надо сказать о том, что моста через Днестр в Ивано-Золоте нет и течение в реке быстрое. Друзья – пилоты одолжили у местного населения лодку и вооружившись лопатами, (весел не нашли) под дружных хохот окрестных мужиков и участников соревнований погребли спасать потерявшегося. Операция спасения прошла успешно.

День пятый. По классике, все начинается со штиля. Парит один Ози, выдвигаются предположения, что у него параплан и не параплан вовсе, а воздушный шар и надут от гелием. Наконец, к обеду ветер раздувается и появляется ТЕРМИЧКА! Широкие, мягкие потоки встают буквально везде, ими утыкан весь берег и я поняла, за что пилоты любят Ивано-Золоте. Улетают все, кто хоть как-то умеет летать. Соскучившись по нормальным полетам и выбрав под облака, пилоты забывают обо всем (в том числе о ППМ-е) и летят куда летится, часть потом вспомнила, но уже не смогла пробиться через встречный ветер. Потрясающе красиво, ППМ стоит за городом, лечу строго через город и везде держит! Правда потом поток теряю и сажусь вскоре за ППМ, вместе с Мирошником Виталиком, перелетев его метров на 300. Пока едем на подборе узнаем, что упала Света Маршалкович. Она попала в ротор от небольшого хребтика на старте. Настроение портится.

Ночью начинается дождь. Он идет все ночь, утро, день, не прекращаясь ни на минуту, и поляна начинает напоминать болото. Закрытие празднуем под навесом. По результатам 2-х дней наша международная команда выиграла, в личном зачете у трех человек оказалось одинаковое число очков, немного подумав, 1-й приз выдали Яворскому. Збышеку досталось 2-е место, молдаванину – третье. Сборы и отъезд по дождю. Везде грязь, на нас, на бусе, на одежде. Приехав домой, узнаем из новостей, что дождь не прекращался еще несколько дней и эту часть Украины затопило.

ОТЧЕТ 9 июня – 12 июня – Липецк, Чемпионат Липецка

Таня Носкова:
Прогноз погоды перед поездкой на Чемпионат нас не радовал: обещали дожди и сильный ветер. Но, помня прошлогодние соревнования в Липецке, которые были проведены несмотря на сплошную облачность и идущий из нее дождь, решили ехать в любом случае. Поздно вечером 9 июня мы приехали на аэродром Стебаево, нас встретил сторож и отвел к симпатичной березовой роще на краю поля. Первую ночь мы были одни, утром подтянулись липчане, затем приехали москвичи, воронежцы, белгородцы, тамбовские пилоты (прошу извинить, если кого забыла).

Утро 10 июня. Ветер 10-12 м/с, народ хмуро бродит по лагерю, с тоской поглядывая на затученное небо. Неунывающие липчане приглашают пилотов регистрироваться и ставят задачу. К 14 часам дня ветер несколько успокаивается, облака сдувает ветром и открывается соревновательный старт. Погода была сложная, с очень сильным ветром, рваными термиками, но 5-ти пилотам удалось уйти на маршрут и трое из них долетели до финиша. Остальные расселись на полях в 2-4 км от старта.

11 июня. Ветер 6-8 м/с. Задача – полет до цели через ППМ. Первые стартовавшие улетают на маршрут, кто выкручивая под базу в широких мощных  термиках, кто – медленно, старательно сражаясь за каждый метр высоты в слабых, рваных потоках. Затем небо затягивается и пилоты летают сверху вниз. Ближе к вечеру в облаках открывается окно, улетает еще 2 пилота и окно захлопывается. Через полчаса начинает идти дождь.

На этом соревнования завершились. Всего участвовало 19 пилотов.

Результаты личный зачет:
1 место – Крапивный Андрей (Торнадо, г. Курск)
2 место – Бердников Денис (Улет, г. Жуковский)
3 место – Дружинин Алексей (Улет, г. Жуковский)

Командный зачет:
1 место – Торнадо, г. Курск
2 место – Улет, г. Жуковский
3 место – Нормандия, г. Липецк.

ОТЧЕТ 28 апреля – 13 мая – Болгария, Сопот

Таня Носкова:

  1. Дорога. Как ни странно, при возможных вариантах сидеть или лежать днем, большинство пилотов выбирало лежать. Поэтому спалку практически не убирали. Особо хочется отметить таможни. Русско-украинская: заставляют выйти каждого из машины и лично показать физиономию и подать паспорт в окно КПП. Молдавская: хотят денег. За что – непонятно, отдали им 15 евро – успокоились и пропустили. Румынская: никто никуда не торопится, очень сильно хотят ДЕНЕГ за все: дорожный сбор, экология, за то, что не будут досматривать машину и т.д. и т.п. Всего отдали румынам 150 евро. Цыгане самые натуральные. На полянах стоят кибитки с полукруглым верхом, как в фильмах, люди в пестрых одеждах сидят рядом у костров, телеги с номерами. Болгарская таможня: самая человеческая и замечательная из всех таможен. Прошлась минут за 10 без проблем, без высаживания из машины и нудных расспросов, что везем.
  2. Проживание. Замечательно, лучшего и не придумаешь! Жили на охраняемой площадке в палатках, в 5-ти метрах – кран с водой, в 50-ти – туалет,  душ с горячей водой и ресторан с очень вкусной и недорогой едой. Проживание бесплатное, хозяин попросил только иногда есть в его ресторане, но это мы и так делали, потому что готовят там замечательно.
  3. Еда в Болгарии – это отдельная песня. За день с трехразовым питанием и спиртными напитками уходило не больше 170 рублей. Порции огромные, нужно часто заказывать одну на двоих, очень вкусные.
  4. Полеты. Если кратко – это лучшее летное место из всех, где я была. Старт на 900 м над долиной, туда завозит подъемник стоимостью 1,5 евро. Сам старт травянистый, достаточно крутой, стартовать просто даже в штиль. Склон имеет южную направленность и в солнечный день в 9-11 часов там образуется бриз, дующий на склон. Таких сильных и вместе с тем мягких и спокойных потоков я больше не видела нигде. Полеты 1500-1800 м над долиной, если выходишь под базу – держит везде. И это еще местные говорят, что нам не повезло с погодой! Единственное НО: без GPS там летать не следует, периодически без предупреждения наплывают облака и полностью теряется видимость. Над долиной база сильно выше, поэтому можно по GPS-у лететь в долину и потом любоваться сбоку стеной облаков. Потоки предсказуемые, широкие, мягкие, не рваные. Поток, взятый на 80 м вынес меня под кромку облака, плавно разогнавшись от 1,5 до 4 м/с. Сопот – это место, в котором реально каждый летный день летать маршруты, подходит для всех категорий пилотов.
  5. Эмоций куча, самые главные из них – надо туда ездить еще и еще, это одно из лучших летных мест, с широкими, комфортными и предсказуемыми потоками. Рекомендации: ехать обязательно, это надо увидеть и почувствовать самому. Не пожалеете!

Александр Вяткин:
Дорога:
Дорогу сильно расписывать не буду, так как ехали централизовано с Курска на автобусе СангЕнг. 10 человек. Переоборудованный с возможностью трансформироваться в лежачий, у которого в салоне могут спать в полный рост 8 человек. Дорога из Курска в Сопот занимает двое суток, из которых одну ночь спали с остановкой. По деньгам, всего на поездку было потрачено не более 600 евро, с учетом подарков, AVA-спортовского кокпита, виз и стоимости проезда. В общем, можно ее уменьшить и до 500 легко и без напряга и ущемлений! Вполне полноценный бюджетный вариант!
Проживание и питание:
Спали в палатке на территории участка «Пилева». Бесплатно. Единственным условием, была просьба периодически пользоваться их рестораном (был тонкий намек :). Ресторан не дороже и не хуже остальных. Кто желал большие удобства проживания, там же в «Пилева» есть комнатка (две кровати, шкаф) стоимостью 4 евро (туалет с теплым душем и умывальником общий на 4 комнаты). Так же на территории «Пилева» имеется банька с небольшой парилкой (максимум 4 человека) и приличной зоной отдыха стоимостью 5 левов (2 лева = 1 евро) с человека. Все чинно, красиво, обустроено. Кстати, чем удобен «Пилев» – так это близким расположением от Шамбалы! Из понравившихся ресторанов могу посоветовать, ресторанчик напротив парапланерного клуба. И особо – Кышту, хотя нам сказали там дорого, сервис не важный и плохо готовят, но мне так не показалось. Поэтому попали туда только в предпоследний вечер, а зря! Максимум, что нам удалось потратить за вечера в ресторанах, это было 15 левов. Порции большие, мясо порции менее 200 грамм мы не встречали, салат брали, как правило, один на двоих, потому как съесть все одному не реально 🙂 В качестве бюджетного питания очень советую кафешку «Лотос»! На 2 (максимум 4) лева можно наесться до состояния не стояния. Хозяин доброжелательный и порядочный человек! Обедали, как правило, там, ужин – по ресторанам! Москвичи находили жилье по 6-8 евро с завтраком! И были очень довольны Болгарским гостеприимством, так как ужинали частенько с ними.
Любителям выпить, табак покурить и активно отдохнуть:
Ракия советую брать сливовую, вина большинство сухие, редко полусладкие, сладких НЕТ. Коньяки, про них рассказывать не стоит, их знают Все. Сигареты, менее 2х левов вы не найдете. Все кругом очень чистенько и аккуратненько. Даже если домики не богатые, грязи и мусора нет!!! Болгарки, особой красотой не блещут, но красивые встречаются! В Сопоте свободного секса нет 🙂 Слишком маленький для этого город! Мы как бы и не пытались, но один московский эксперт был этим несколько раздосадован 🙂
Полеты:
Время нашего пребывания в Сопоте с 1 по 10 мая. Местные сказали, что погода не типичная для данного времени года. Улетной погоды не было, хотя за время проводимых соревнований летали и хорошие маршруты. Но соревнования соревнованиями, а свободный полет есть свободный полет, без экстрима – так как в любой из этих тасков, был либо дождь, град и обледенение 🙂 Мне как человеку, который только начал летать маршруты, было не уютно, так как погода менялась достаточно быстро на экстремальную и термики были, как правило, без ярко выраженного ядра и далеко не ламинарные. Немного цифр: зафиксированные сливы –8.3; плюсики были слабее не более 6, у других –10, +8. Мягким был только один день, в который мне удалось пройти 8-10 км почти против ветра, шел по маршруту соревнований. За время полета просыпался до 300 м, потом набрал опять 1640, а дальше, к сожалению, ничего конкретного, нолики или пузыри. Задача не была пройти максимум, так как хотел поснимать с высоты, а спокойно было только в сливе, когда можно было бросить клеванты и заняться фотосъемкой!
Общие впечатления:
Очень красивые места и удивительная природа, доброжелательные люди, практически отсутствует языковой барьер, дешево и хорошее интересное место для маршрутных полетов, с дешевым подъемом на гору.

20 апреля – 24 апреля – Ростовская область, Волошино

Виталий Мирошник:
Вопреки прогнозам, обещавшим северо-восток, т.е полеты на самом лучшем склоне в Волошино, первые два дня дул хороший юго-восток, третий день лишь слабый север. В пятницу днем дуло сильновато, зато вечером подстихло, и были наборы в термодинамике до 170 метров над вершиной. Вечером был “балкон” – держало все и везде. В воздухе одновременно было до 7 куполов. В субботу удалось хорошо полетать днем. Подтянулись ребята из Воронежа и Луганска, всего летало с десяток парапланов. Можно было висеть пока не надоест. Под вечер ветер стал стихать и полеты напомнили стрижку склона. В воскресенье погода отыгралась – сначала слабый север, потом еще и дождь. Пришлось сматываться раньше времени. Очень хорошая горка в Волошино, только погода ее частенько недолюбливает.